«Реформа отрасли Экономика и ТЭК, 9 2009»

Негативные явления, вызванные мировым экономическим кризисом, стремительно распространяются на отечественную электроэнергетику. Грандиозные планы по вводу до 2020 г. новых генерирующих мощностей, и это уже очевидно, выполнены не будут. По прогнозу Министерства энергетики, в ближайшие 5 лет новых мощностей построят в два-три раза меньше, чем предусматривалось Генеральной схемой размещения энергообъектов. Хорошо это или плохо? Однозначного от вета здесь нет.

Локомотив может уйти без вагонов

Даже в докризисный период многие аналитики предупреждали, что планы по строительству новых станций были избыточны, что страшилки о надвигающемся дефиците электроэнергии сильно преувеличены. Рост отказов в технологическом присоединении потребителей, о чем при каждом удобном случае говорили идеологи реформы, в первую очередь был вызван недостаточной пропускной способностью региональных электрических сетей, нехваткой мощностей трансформаторного парка, слабыми межсистемными связями. Когда в 2007 г. РАО «ЕЭС России» разработало план ГОЭЛРО-2, Анатолий Чубайс говорил, что электроэнергетика станет локомотивом развития всей российской экономики. Кризис помог заметить, что локомотив может уйти, а вагоны останутся. Нужны серьезные корректировки. По данным Федеральной службы государственной статистики, промышленное производство в январе 2009 г., по сравнению с январем 2008 г. сократилось на 16%. Из-за кризиса потребление электроэнергии падает. Соответственно несут убытки и предприятия электроэнергетики. Но самое опасное – нарастает вал неплатежей за уже потребленную электроэнергию. Долг энергосбытовых компаний перед федеральным оптовым рынком электроэнергии (мощности) достиг суммы в 23 млрд рублей и продолжает расти. Сейчас уже нужно говорить не то что о развитии, а о выживании отрасли.

Ошибочное решение

В средствах массовой информации постоянно обсуждаются антикризис ные меры по поддержке банков, металлургических комбинатов и даже нефтяников. Государство выделяет огромные деньги для этих отраслей экономики. Но почему-то мало говорится о сложном положении в электроэнергетике! Ситуация здесь усугубляется еще и тем, что нет единого координационного центра, каким было до 1 июля 2008 г. РАО «ЕЭС России». Правительству пора подумать о принятии антикризисных мер в этой важнейшей для страны отрасли. Нужны, в том числе, и меры по поддержке потребителей электроэнергии. Второе не менее актуально. Промышленность, особенно энергоемкая, не в состоянии будет платить за электроэнергию. В своих статьях и выступлениях я неоднократно предлагал сохранить РАО «ЕЭС России» как минимум еще на год. Это было в интересах всех. Ведь понятно, что не все еще было сделано для самостоятельного функционирования отрасли. Сейчас, в условиях нарастания кризисных явлений, это особенно заметно. В соответствии с законом «Об электроэнергетике», бывшие региональные АО-Энерго разделились на сетевые, сбытовые и генерирующие компании. Это было сделано для создания конкурентной среды, которая так и не появилась. А вот бывшие коллеги «по цеху» теперь постоянно конфликтуют между собой. Сбыты в полном объеме не собирают деньги с потребителей, соответственно, без средств остаются генерирующие и сетевые компании. Последние, чтобы выжить, пытаются заключать прямые договоры с потребителями услуг по передаче электрической энергии. Фактически сетям приходится создавать структуры, дублирующие энергосбытовую деятельность, или приобретать в собственность энергосбытовые компании. Некоторые межрегиональные сетевые компании (МРСК) так и поступили. Генераторы тоже хотят самостоятельно сбывать вырабатываемую электроэнергию. Спрашивается, зачем нужно было делить электроэнергетику на части, уничтожать РАО «ЕЭС России»? Кризис показал, что это решение было ошибочным. Государство всегда должно присутствовать в электроэнер гетике. Сейчас самый подходящий момент для возврата контрольного пакета Электроэнергетика и мировой кризис Для решения проблем энергоснабжения региональных потребителей необходимо пересмотреть существующее положение дел, восстановить юридическую самостоятельность региональных сетевых компаний. У властей должны быть рычаги воздействия на энергетиков Генеральный директор ОАО «Пятигорские электрические сети» Валерий Хнычев Необходимо привести платежи в соответствие с фактическим потреблением электрической энергии (мощности) Государство всегда должно присутствовать в электроэнергетике. Сейчас самый подходящий момент для возврата контрольного пакета акций генерирующих компаний, их акции значительно подешевели Из-за кризиса потребление электроэнергии падает. Соответственно несут убытки и предприятия электроэнергетики Реформа отрасли Экономика и ТЭК сегодня 9, 2009 7 акций генерирующих компаний, их акции значительно подешевели. Хочу напомнить, что в Европе рынки электроэнергии находятся под контролем государства. Они являются национальными и функционируют на них национальные компании-монополисты. Европейские государства не собирается терять контроль над отраслью.

За что платим?

Нелегко сейчас и потребителям. Они до сих пор не могут понять, почему за одну часть электроэнергии нужно платить по одной цене, а за другую по другой, более высокой? Чем же отличается электроэнергия? Оказывается все просто, реформаторами придуман еще один «сравнительно честный» способ изъятия денег у промышленных потребителей. Часть электроэнергии продается по государственным тарифам, часть по рыночным, т.е. по тем, которые назначит производитель. Надежды на то, что свободные (нерегулируемые) цены будут снижаться, нет. Новые собственники генерирующих компаний хотят как можно быстрее вернуть вложенные средства. В условиях кризиса это ложится непосильным бременем на потребителей. Отсюда и неплатежи. Предприятия и бюджетные организации даже не могут спрогнозировать свои затраты на покупку электроэнергии! Сегодня назрела необходимость в пересмотре некоторых законодательных актов в области электроэнергетики. Это прежде всего касается постановления правительства от 7 апреля 2007 года № 205 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам». В соответствии с этим постановлением с 1 июля 2009 г. доля электрической энергии (мощности), продаваемая на оптовом рынке по свободным (нерегулируемым) ценам, увеличивается до 50% от общей покупки. В связи с тем, что инвестиционные программы собственников генерирующих компаний значительно сокращаются, было бы логичным заморозить долю либерализации на нынешнем уровне в 25–30%, или вовсе перейти на регулируемые государством тарифы. И еще не менее важный момент. Как известно, балансовые решения энергетических компаний утверждаются регулирующими органами в апреле. В 2008 г., когда формировались балансы на 2009 г., никто не мог предположить о надвигающемся кризисе. Был заложен рост покупки электроэнергии и мощности. Как уже было сказано выше, потребление электроэнергии (мощности) резко сократилось. Несмотря на это, энергосбытовые компании вынуждены оплачивать услуги сетевых компаний по утвержденным докризисным балансам. Это в еще большей степени ставит их на грань банкротства. Сейчас у всех энергосбытовых компаний, субъектов рынка, функционируют автоматизированные информационно измерительные системы коммерческого учета электрической энергии (АИИСУКУ). На их создание потрачены немалые средства. Но для расчетов за услуги сетевых компаний, АИИСУ практически не используются. Это связано с тем, что более 90% оплаты услуг по передаче электроэнергии составляет плата за содержание электрических сетей. Она определяется как произведение количества заявленной мощности на стоимость единицы мощности (МВт). Необходимо привести платежи в соответствие с фактическим потреблением электрической энергии (мощности). Брать плату за переданный кВт/ч учтенный АИИСУ, как это делалось раньше. Тогда хотя бы будет понятно, за что платим!

Изменить подход

Необходимо также отметить, что в соответствии с действующим законодательством региональные сетевые компании (РСК) прекратили свое существование в качестве юридических лиц и стали филиалами межрегиональных сетевых компаний МРСК, которые в свою очередь вошли в холдинг МРСК. Такая организационная структура позволяет МРСК на местах проводить финансовую и техническую политику в области электроэнергетики, не учитывающую интересы конкретного региона. Нужно пересмотреть существующее положение дел, восстановить юридическую самостоятельность региональных сетевых компаний. У властей должны быть рычаги воздействия на энергетиков. Только в этом случае можно надеяться на решение проблем энергоснабжения региональных потребителей.