РАО ЕЭС УШЛО - ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ
Хочу напомнить, что в Европе рынки электроэнергии находятся под контролем государства. Они являются национальными и функционируют на них национальные компании – монополисты. Европейские государства не собирается терять контроль над отраслью.
С ликвидацией РАО «ЕЭС России»- как единого координационного центра, еще больше обострился вопрос с разработкой федерального законодательства. До сих пор нет правил проведения конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика – важнейшего субъекта рынка, призванного обеспечивать и гарантировать надежное электроснабжение потребителей. Совершенно не прописаны правила и механизмы по которым должны действовать региональные розничные рынки электроэнергии. Существующие методики по расчету тарифов очень запутаны, неоднозначны и позволяют трактовать их как кому заблагорассудится, причём как правило, не в пользу потребителей. Между потребителями и энергосбытовыми компаниями возникает множество споров о применении того или иного тарифа. К этим спорам часто привлекаются региональные тарифные комиссии. Но и они не в состоянии погасить конфликты. Отсюда – нескончаемые судебные разбирательства в арбитражных судах всех инстанций. К примеру, только нам в этом году пришлось принять на предприятие еще двух юристов. В самом деле, как объяснить потребителю, что хотя его счетчик накрутил 100 кВт/час, заплатить ему придется как за 150?
С первого июля 2008 года Постановлением Правительства РФ №476 от 28.06.2008 года запущен еще один рынок, рынок конкурентной торговли генерирующей мощностью. Прошло уже два месяца с начала его работы, но как и какие цены на нем сложатся, неизвестно пока никому, ни продавцам, ни покупателям. Обещают первые итоги сообщить в сентябре. Наверное будет сюрприз для покупателей, если конечно в ценообразование опять не вмешается государство. Разве можно так работать? Такое отношение абсолютно неприемлемо, плохо не только нам, но в первую очередь нашим потребителям, которые даже не представляют, по каким счетам придётся расплачиваться!
Одним из доводов в пользу реформирования было обещание снижения тарифов на электроэнергию в результате создания конкурентной среды в электроэнергетике. Но как уже всем понятно, это осталось пустым обещанием. С момента начала либерализации цены выросли и продолжают расти. Причем если раньше А.Б. Чубайс все время говорил, что тарифы на электроэнергию растут медленнее инфляции («инфляция минус»), то сейчас они опережают инфляцию более чем в два раза, одновременно подхлестывая её.
Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) третьего сентября в «Российской газете» опубликован Приказ от 5 августа №127-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год». Из Приказа видно, что в зависимости от регионов, тарифы вырастут от 19% до 26%. Для сравнения, в 2007 и в 2008 годах рост тарифов составлял 13% и 14% соответственно. По оценкам экспертов, учитывая, что многие регионы как правило не вписываются в рамки предельных тарифов, цены на электроэнергию могут возрасти еще больше. И это регулируемые государством тарифы! Что будет с ценами на свободном рынке, остаётся только догадываться, и это при том, что с первого января 2009 года по свободном ценам будет продаваться до 35% электроэнергии и мощности.
Учитывая, что население и приравненные к нему группы потребителей платят за электроэнергию по регулируемым государством тарифам, прочим потребителям в 2009 году по свободным ценам фактически будет продаваться до 70% электроэнергии.
Рост тарифов на электроэнергию значительно снизит конкурентноспособность отечественной экономики. О планах страны по вступлению в ВТО лучше будет забыть. Кроме сырья, на внешний рынок нам предложить будет нечего. Не реальными также станут и планы по удвоению ВВП к 2010 году.
Сейчас в соответствии с поправками в действующее законодательство расширены полномочия региональных органов власти. Ими будет вестись контроль за исполнением инвестиционных программ, отслеживаться тарифная политика. Будут созданы штабы по безопасности. Их основная функция – контроль за работой гарантирующих поставщиков и надежностью функционирования энергетики в регионе. Наверное это снимет с повестки некоторые спорные моменты. Но пока названные институты не созданы, не решались даже кадровые вопросы, а ведь здесь должны работать настоящие профессионалы. Боюсь, что все эти функции скорее всего будут отданы региональным тарифным комиссиям, которые и так задыхаются от кадрового дефицита.
В своих статьях и выступлениях я неоднократно предлагал сохранить РАО «ЕЭС России» как минимум еще на год. Это было в интересах всех. Ведь понятно, что не всё еще сделано для самостоятельного функционирования отрасли. Сейчас единого координационного центра явно не хватает. Созданному в середине мая этого года министерству энергетики пока еще трудно перехватить функции РАО ЕЭС, это и понятно, слишком мало времени прошло. О том, что необходимо создание министерства энергетики я говорил еще два года назад на конференции Санкт-Петербургского филиала Академии наук. Если бы тогда оно было создано, и постепенно втягивалось в управление электроэнергетикой, уход РАО ЕЭС возможно никто бы и не заметил.
Но случилось то, что случилось – РАО «ЕЭС России» больше нет, нет и единого координационного центра. Важнейшая отрасль страны оказалась под управлением мифического рынка.
В заключении хочу привести цитату из статьи секретаря Совета безопасности Николая Патрушева «Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России» опубликованной в «Журнале российского права» №7 за 2007год. Это высказывание в полной мере можно отнести и к законодательству об электроэнергетике – одной из отраслей, обеспечивающей стратегическую безопасность и независимость нашего государства.
«Результаты анализа законотворческой практики позволили выделить новый вид угроз национальной безопасности — в правовой сфере. Речь идет о возможности нанесения ущерба жизненно важным интересам Российской Федерации в результате принятия законодательных актов, «не до конца продуманных» с точки зрения правовых последствий либо разработанных в интересах определенных групп лиц. Следует отметить, что если правовые последствия и их влияние на безопасность личности, общества и государства может оценить или спрогнозировать только высококвалифицированный специалист (поскольку такой анализ необходимо проводить с учетом влияния различных факторов, в том числе иногда весьма субъективных), то недопущение принятия «заказных» законов является обязанностью всех государственных структур, в той или иной степени участвующих в обеспечении безопасности Российской Федерации». По–моему, комментарии излишни.
В.А.Хнычев