РАО ЕЭС УШЛО - ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ

РАО «ЕЭС России» ушло, проблемы остались. На самом деле их стало еще больше. С исчезновением главного координационного центра, к сожалению пока еще слабо просматривается обеспечение единства электроэнергетического комплекса. Особенно опасно это в условиях разделения электроэнергетики на естественно-монопольные виды деятельности (передача, распределение и диспетчерское управление) которые находятся под контролем государства и потенциально-конкурентные (генерация и сбыт), которые отданы в частные руки и должны функционировать по законам рынка. Противоречия между частными интересами и государственными неизбежны.
Новые собственники стремятся получить как можно больше прибыли и вернуть вложенные средства, государство же, стремиться эти аппетиты ограничить. Ярким примером вмешательства государства в рыночное ценообразование являются последние события. Как известно на рынке действует маржинальное ценообразование, это когда все производители, независимо от назначенной ими цены, получают оплату электроэнергии по самой высокой востребованной заявке. Этот метод ценообразования, пролоббированный РАО ЕЭС, по своей сути является порочным. Он позволяет покрывать реальные затраты самой дорогой станции, а остальным, с меньшей себестоимостью выработки электроэнергии, получать ничем не обоснованную сверхприбыль. В июле организатор торгов ОАО «АТС» в связи с резким ростом цен на свободном рынке был вынужден искусственно занизить спрос на электроэнергию, используя поправочные коэффициенты. В результате цены снизились почти на 10%. Этот рост цен, как объяснили в НП «Совет рынка», был вызван ремонтной компанией, низким уровнем водности рек и высокой среднесуточной температурой. На мой взгляд, эти объяснения не состоятельны. Ведь если разобраться, в тарифах станций предусмотрены затраты на ремонтные работы, выработка на гидроэлектростанциях не превышает 15% общего производства электроэнергии в стране, т.е. если оно и сократилась, это не должно было так повлиять на цены свободного рынка, да и ограничений никаких не вводилось. Как уже было сказано выше, здесь больше желания производителей в первую очередь получить сверхприбыль. Уверен, что в осенне-зимний период найдутся другие причины роста цен. Нам скажут, что резко вырос спрос на электроэнергию, станциям пришлось сжигать дорогой мазут, увеличилась цена на сверхлимитный газ и т.д. Государству придется постоянно вмешиваться в ценообразование. Об этом предупреждают и многие аналитики. Более того, часть из них уверена, что и после полной либерализации государство будет вынуждено это делать. Сам факт вмешательства доказывает - рыночные отношения в электроэнергетике не возможны, электроэнергетика, как стратегическая отрасль, должна оставаться государственной.
Хочу напомнить, что в Европе рынки электроэнергии находятся под контролем государства. Они являются национальными и функционируют на них национальные компании – монополисты. Европейские государства не собирается терять контроль над отраслью.
С ликвидацией РАО «ЕЭС России»- как единого координационного центра, еще больше обострился вопрос с разработкой федерального законодательства. До сих пор нет правил проведения конкурсов на получение статуса гарантирующего поставщика – важнейшего субъекта рынка, призванного обеспечивать и гарантировать надежное электроснабжение потребителей. Совершенно не прописаны правила и механизмы по которым должны действовать региональные розничные рынки электроэнергии. Существующие методики по расчету тарифов очень запутаны, неоднозначны и позволяют трактовать их как кому заблагорассудится, причём как правило, не в пользу потребителей. Между потребителями и энергосбытовыми компаниями возникает множество споров о применении того или иного тарифа. К этим спорам часто привлекаются региональные тарифные комиссии. Но и они не в состоянии погасить конфликты. Отсюда – нескончаемые судебные разбирательства в арбитражных судах всех инстанций. К примеру, только нам в этом году пришлось принять на предприятие еще двух юристов. В самом деле, как объяснить потребителю, что хотя его счетчик накрутил 100 кВт/час, заплатить ему придется как за 150?
С первого июля 2008 года Постановлением Правительства РФ №476 от 28.06.2008 года запущен еще один рынок, рынок конкурентной торговли генерирующей мощностью. Прошло уже два месяца с начала его работы, но как и какие цены на нем сложатся, неизвестно пока никому, ни продавцам, ни покупателям. Обещают первые итоги сообщить в сентябре. Наверное будет сюрприз для покупателей, если конечно в ценообразование опять не вмешается государство. Разве можно так работать? Такое отношение абсолютно неприемлемо, плохо не только нам, но в первую очередь нашим потребителям, которые даже не представляют, по каким счетам придётся расплачиваться!
Одним из доводов в пользу реформирования было обещание снижения тарифов на электроэнергию в результате создания конкурентной среды в электроэнергетике. Но как уже всем понятно, это осталось пустым обещанием. С момента начала либерализации цены выросли и продолжают расти. Причем если раньше А.Б. Чубайс все время говорил, что тарифы на электроэнергию растут медленнее инфляции («инфляция минус»), то сейчас они опережают инфляцию более чем в два раза, одновременно подхлестывая её.
Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) третьего сентября в «Российской газете» опубликован Приказ от 5 августа №127-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год». Из Приказа видно, что в зависимости от регионов, тарифы вырастут от 19% до 26%. Для сравнения, в 2007 и в 2008 годах рост тарифов составлял 13% и 14% соответственно. По оценкам экспертов, учитывая, что многие регионы как правило не вписываются в рамки предельных тарифов, цены на электроэнергию могут возрасти еще больше. И это регулируемые государством тарифы! Что будет с ценами на свободном рынке, остаётся только догадываться, и это при том, что с первого января 2009 года по свободном ценам будет продаваться до 35% электроэнергии и мощности.
Учитывая, что население и приравненные к нему группы потребителей платят за электроэнергию по регулируемым государством тарифам, прочим потребителям в 2009 году по свободным ценам фактически будет продаваться до 70% электроэнергии.
Рост тарифов на электроэнергию значительно снизит конкурентноспособность отечественной экономики. О планах страны по вступлению в ВТО лучше будет забыть. Кроме сырья, на внешний рынок нам предложить будет нечего. Не реальными также станут и планы по удвоению ВВП к 2010 году.
Сейчас в соответствии с поправками в действующее законодательство расширены полномочия региональных органов власти. Ими будет вестись контроль за исполнением инвестиционных программ, отслеживаться тарифная политика. Будут созданы штабы по безопасности. Их основная функция – контроль за работой гарантирующих поставщиков и надежностью функционирования энергетики в регионе. Наверное это снимет с повестки некоторые спорные моменты. Но пока названные институты не созданы, не решались даже кадровые вопросы, а ведь здесь должны работать настоящие профессионалы. Боюсь, что все эти функции скорее всего будут отданы региональным тарифным комиссиям, которые и так задыхаются от кадрового дефицита.
В своих статьях и выступлениях я неоднократно предлагал сохранить РАО «ЕЭС России» как минимум еще на год. Это было в интересах всех. Ведь понятно, что не всё еще сделано для самостоятельного функционирования отрасли. Сейчас единого координационного центра явно не хватает. Созданному в середине мая этого года министерству энергетики пока еще трудно перехватить функции РАО ЕЭС, это и понятно, слишком мало времени прошло. О том, что необходимо создание министерства энергетики я говорил еще два года назад на конференции Санкт-Петербургского филиала Академии наук. Если бы тогда оно было создано, и постепенно втягивалось в управление электроэнергетикой, уход РАО ЕЭС возможно никто бы и не заметил.
Но случилось то, что случилось – РАО «ЕЭС России» больше нет, нет и единого координационного центра. Важнейшая отрасль страны оказалась под управлением мифического рынка.
В заключении хочу привести цитату из статьи секретаря Совета безопасности Николая Патрушева «Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России» опубликованной в «Журнале российского права» №7 за 2007год. Это высказывание в полной мере можно отнести и к законодательству об электроэнергетике – одной из отраслей, обеспечивающей стратегическую безопасность и независимость нашего государства.
«Результаты анализа законотворческой практики позволили выделить новый вид угроз национальной безопасности — в правовой сфере. Речь идет о возможности нанесения ущерба жизненно важным интересам Российской Федерации в результате принятия законодательных актов, «не до конца продуманных» с точки зрения правовых последствий либо разработанных в интересах определенных групп лиц. Следует отметить, что если правовые последствия и их влияние на безопасность личности, общества и государства может оценить или спрогнозировать только высококвалифицированный специалист (поскольку такой анализ необходимо проводить с учетом влияния различных факторов, в том числе иногда весьма субъективных), то недопущение принятия «заказных» законов является обязанностью всех государственных структур, в той или иной степени участвующих в обеспечении безопасности Российской Федерации». По–моему, комментарии излишни.

В.А.Хнычев